Прежде всего, необходимо подчеркнуть о неотделимости, взаимовостребованности и взаимозависимости понятий свободы выбора и свободы ассоциаций. Через несколько дней – 22 декабря 2019 года на выборах в представительные органы власти граждане нашей страны, воспользовавшись своим конституционным правом на участие в управлении делами общества и государства непосредственно реализуют свои избирательные права. Есть все основания полагать, что они изберут в качестве депутатов самых достойных представителей из числа кандидатов в депутаты от пяти участвующих на выборах политических партий страны – основных участников выборов.
В данном контексте отметим, что эти выборы проходят в абсолютно новых социально-экономических и политико-правовых условиях, связанных с принятием и реализацией Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах.
При этом идеи либерализации, заложенные в самой Конституции страны, пронизывают и двигают демократические процессы, направленные на формирование сильного и справедливого гражданского общества, активное вовлечение населения в управление общественными и государственными делами, обеспечение принципа верховенства закона, справедливости судебной власти.
В данном контексте, прежде всего, ответим на вопрос – каковы же демократические параметры развития личности, общества и государства, заданные Конституцией Республики Узбекистан?
Прежде всего, в положениях о государственном суверенитете, статье 2 Конституции закреплена роль государства в системе общественных отношений, которая выступает отражением воли и интересов народа, т.е. общество по отношению к государству - первично. «Государственные органы, - указывается в статье, - и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами». В этой фразе не случайно выделены «граждане», как субъекты контроля над деятельностью государственных органов и должностных лиц. В данном принципе народовластия видится стержень конституционной нормы. Все последующие положения должны развивать и конкретизировать данный демократический принцип.
Так, в главе II Конституции согласно принципу народовластия и идее ответственности государства перед обществом и гражданами определяется:
во-первых, источник государственной власти, которым является народ (граждане Республики Узбекистан);
во-вторых, основа функционирования органов государственной власти, которой является Конституция и соответствующее ей законодательство;
в-третьих, порядок обсуждения и принятия наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни, которым выступает всеобщее голосование (референдум);
в-четвертых, принцип представительства, согласно которому от имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент страны;
в-пятых, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, на основании которого строится система государственной власти. Этот принцип призван, прежде всего, предупредить концентрацию власти в одних руках и произвол должностных лиц;
в-шестых, принцип плюрализма, согласно которому общественная жизнь должна развиваться на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений;
в-седьмых, приоритет общечеловеческих принципов, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права, защищаемые Конституцией и законами, как основа демократического развития страны;
в-восьмых, сущность функционирования государственного механизма, основной задачей которого является обеспечение принципов социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.
Помимо указанных выше принципов, Конституция Узбекистана четко закрепляет ценности равенства, справедливости, ответственности, выделяет политические права граждан, основные права общественных объединений, средств массовой информации. Примечательно, что «равенство» рассматривается не в том значении, когда фактически стираются грани социальных, индивидуальных и других естественных и необходимых различий,
а как характеристика одинакового положения людей из различных социальных категорий и слоев общества по отношению к свободе, праву и закону.
Согласно ст. 18 Основного закона «равенство» признается лишь как стартовое условие, как «равенство возможностей», причем в качестве основного условия обеспечения справедливости. Все граждане должны иметь одинаковые права и свободы, и быть равными перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Льготы увязываются с принципами социальной справедливости и соответственно могут выступать лишь как мера компенсации социально уязвимым категориям людей (таким как инвалиды, участники войны, одинокие престарелые люди, дети сироты и т.д.), но не как само право, вытекающее из самой человеческой природы.
Данные принципы не только отвечают демократическим требованиям, но и выступают в качестве надежной гарантии их реализации. Главное, все эти принципы, действительно лежат в основе механизма обеспечения ответственности государства и должностных лиц перед личностью и обществом.
Важное значение имеют политические права, определенные в главе VIII Конституции. Данная глава создает основы формирования института политических прав. Их характер также вытекает из демократической концепции политического участия.
Конституционализм обеспечивает власть закона, а не личностей. Но и законодательство должно быть соответствующим, т.е. обеспечивать реализацию основных принципов свободы, равенства и справедливости. Политические права являются одним из важнейших источников определения способов реализации задач, целей и содержания законодательства, государственного правопорядка и народовластия.
Конституция Республики Узбекистан к таким правам относит:
- участие граждан в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через своих представителей (посредством самоуправления, проведения референдумов и выборов в представительные органы власти);
- осуществление общественной активности в форме митингов, собраний и демонстраций;
- объединение в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участие в массовых движениях;
- индивидуальное или коллективное обращение с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы, учреждения или к народным представителям.
В сущности, эти политические права являются и представляют собой продукт развития демократии. Они имеют демократическую природу и направлены на обеспечение политической свободы личности.
Таким образом, Конституция Узбекистана построена на принципах либерализма, которые составляют также стержень проводимых реформ в рамках Стратегии действий.
В частности, за последние три года в Узбекистане осуществлена масштабная работа, направленная на реализацию прав граждан «объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях». Приняты организационно-правовые меры по реализации принципов «народ является единственным источником и автором законов» и «все важнейшие решения принимаются на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности».
Так, за короткий период принято свыше 80 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения гражданских институтов – негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан, общественных фондов, профессиональных союзов, политических партий и иных общественных объединений, средств массовой информации – в демократизации и модернизации страны, либерализации общественной жизни и формированию «информационного общества» в стране. Это, в частности такие законы, как «О государственной молодежной политике», «Об общественном контроле», «О волонтерской деятельности», «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», «О противодействии коррупции», «О высшем судейском совете Республики Узбекистан», «Об органах внутренних дел» и др.
Значительно укреплены механизмы парламентского и общественного контроля, усилена ответственность Правительства перед парламентом, органов исполнительной власти на местах – перед соответствующими Кенгашами народных депутатов. Образованы Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан и общественные советы по социальному партнерству при органах государственной власти и управления. Создана веб-страница «Мое мнение», внедряется институт внесения коллективного электронного обращения и т.д.
Особое значение придается либерализации требований к регистрации ННО и других гражданских институтов, содействию эффективной организации их деятельности. В частности, с 1 января 2020 года ставки государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию республиканских, межобластных ННО снижаются с 4-кратного размера базовой расчетной величины до 3-кратного, областных ННО – до 1-кратного и т.д.
Проводится работа по кодификации и систематизации законодательства о ННО на основе изучения передового зарубежного опыта и сформировавшейся национальной правоприменительной практики - подготовке проекта Кодекса Республики Узбекистан о негосударственных некоммерческих организациях. В нем, в частности, будут предусмотрены единые механизмы регистрации ННО независимо от их видов и форм деятельности, социального партнерства, осуществления общественного контроля и т.д.
Значительно усилены механизмы социального партнерства на уровне регионов – в расходы республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, а также бюджетов районов и городов включаются средства на государственную поддержку деятельности институтов гражданского общества в форме государственных грантов, субсидий и социального заказа.
В результате проведенных работ сегодня в стране осуществляют деятельность свыше 10 тысяч ННО, зарегистрирована новая политическая партия – Экологическая партия Узбекистана, активно включившаяся на выборы 2019 года.
Характерной чертой данных выборов стала также активная реализация политическими партиями страны положений статьи 33 Конституции, закрепившей «граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций…». С момента объявления ЦИК о начале выборов, политическими партиями уже организованы в центре и на местах свыше 300 массовых митингов, собраний и демонстраций.
Сегодня политические партии и ННО участвуют в мониторинге хода исполнения в стране более 70 международных документов по правам человека, к которым присоединился Узбекистан, деятельности различных рабочих групп при парламенте, других органах государственной власти и управления. Их предложения способствовали созданию Сенатом Парламентской комиссии по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан. Кроме того, в рамках содействия исполнения Узбекистаном международной Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, они инициировали вопросы дальнейшего развития законодательства страны в целях создания дополнительных гарантий в защите прав человека при предварительных следственных и судебных процессах.
ННО уделяют особое внимание также обеспечению: открытости судебных заседаний, ведению стенографии каждого судебного процесса, снятию аудиозаписи, фото и видео снимки судебного обсуждения; эффективного общественного контроля над безусловным соблюдением прав осужденных и лиц, взятых под стражу, выполнением в должной мере служебных обязанностей сотрудниками учреждений по исполнению наказаний. В частности, неоценим вклад Палаты адвокатов Узбекистана, других гражданских институтов в либерализацию судебно-правовой системы, реализацию прав граждан на профессиональную юридическую помощь на любой стадии судопроизводства, обеспечении справедливости правосудия.
В практику субъектов законодательной инициативы, органов государственного управления и власти всех уровней прочно входит такая форма общественного контроля, как общественное (публичное) обсуждение и общественная экспертиза проектов законодательных актов и т.д. Следует также отметить активизацию в стране волонтерской деятельности – добровольной социально направленной, выполняемой по свободному волеизъявлению, общественно полезной деятельности.
В рамках реализации задач Избирательного кодекса страны общественные объединения: выдвигают кандидатуры в члены участковой избирательной комиссии; участвуют на заседаниях избирательных комиссий, представляют соответствующую информацию им по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; могут добровольно передавать в ЦИК свои средства для проведения выборов и т.д.
Кроме того, такой важнейший институт гражданского общества, его основа – органы самоуправления граждан (махалля) – наделены полномочиями наблюдения за выборами. На сегодня зарегистрированы около 10 тысяч наблюдателей от ОСГ.
Все это свидетельствует о значительном повышении общественно-политической активности граждан, гражданских институтов. Это, в свою очередь, является гарантией обеспечения демократичности, открытости и гласности выборов, свободного волеизъявления граждан, отдающих предпочтение кандидатам той или иной политической партии.
А.Х.Саидов, академик
М.Ш.Усманов