Выборы являются неотъемлемым атрибутом демократического правового государства и сильного гражданского общества. Выборность и отчетность должностных лиц, развитая избирательная система – необходимые и важнейшие условия, обеспечивающие реализацию конституционного принципа народовластия. Только организация открытых, свободных и честных выборов на достойном уровне может гарантировать права граждан на участие в управлении делами государства и общества.
Особую роль в процессе демократизации избирательного процесса в нашей стране сыграли разработка и принятие
по инициативе Президента Шавката Мирзиёева нового Избирательного кодекса Республики Узбекистан, который полностью соответствует международным нормам и стандартам.
Новый Избирательный кодекс имеет ряд нововведений, особого внимания среди которых заслуживает активное внедрение
в избирательную систему информационно-коммуникационных технологий.
Качественно новый уровень формирования списков избирателей
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан "Об организационных мерах по совершенствованию деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан" от 6 ноября 2018 года наряду с приоритетными задачами по развитию избирательного процесса определено широкое использование в этой сфере ИКТ, обеспечение информационной безопасности. В качестве логического завершения выполнения данной задачи можно отметить статью 28 Избирательного кодекса, регламентирующую Единый электронный список избирателей (далее – ЕЭСИ) и порядок его функционирования.
Согласно Избирательному кодексу ЕЭСИ представляет собой государственный информационный ресурс, в котором содержится информация о гражданах-избирателях, адресах их постоянного
и временного места жительства в соответствии с информационными базами уполномоченных государственных органов.
После успешного тестирования ЕЭСИ во время выборов
в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента
в декабре 2017 года, начались работы по её повсеместному внедрению на всей территории республики. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что экспериментальная апробация ЕЭСИ получила положительную оценку зарубежных и отечественных экспертов.
Сегодня в ЕЭСИ включены более 20,5 млн граждан Узбекистана. ЕЭСИ создается на основе ряда сведений. Они включают информацию о гражданах-избирателях, предоставляемую Государственным центром персонализации при Кабинете Министров, избирательными комиссиями посредством уточнения списков в период избирательной кампании. ЕЭСИ обновляется раз
в год. А график изменения ИЭСИ в период избирательной кампании определяется и утверждается ЦИК.
Принципиальная цель внедрения ЕЭСИ заключается
в полноценной реализации принципа «один избиратель – один голос».
В Рекомендациях по анализу законодательной базы выборов, подготовленных Бюро по демократическим институтам
и правам человека ОБСЕ, справедливо отмечается, что право голосовать имеет настоящую ценность только в том случае, если законодательная база предусматривает простую для человека процедуру регистрации в качестве избирателя, обеспечивает точность списков избирателей, содержит достаточные гарантии защиты от фальсификаций во время голосования, а также гарантирует честный подсчет голосов и подведение итогов выборов. Один из основных стандартов в области регистрации избирателей
и ведения списков избирателей – полная прозрачность.
Как формируются электронные списки избирателей?
В соответствии с Избирательным кодексом, каждая участковая избирательная комиссия (УИК) в течение трех дней после
ее образования получает предварительный список избирателей данного участка, распределенных в ЕЭСИ. После получения предварительного списка избирателей (УИК) принимает меры по его уточнению путем проведения подворового обхода населения, проживающего на территории данного участка. Для участия в работе по уточнению списка избирателей могут быть привлечены представители широкой общественности. Содействие в работе
по уточнению списков избирателей также оказывают хокимияты.
Результаты данного процесса служат основанием для внесения изменений в списки избирателей. Таковыми могут быть корректировка фамилий, имен, отчеств, дат рождения и адресов места жительства избирателей.
Список избирателей составляется по каждому избирательному участку участковой избирательной комиссией и подписывается
ее председателем и секретарем.
В день выборов на избирательных участках используются списки избирателей из ЕЭСИ. Таким образом, исключены случаи, когда один избиратель числится не в одном, а нескольких избирательных участках.
ЕЭСИ формируется посредством информационной системы по управлению избирательным процессом (далее – ИСУИП)
и входит в его состав. ИСУИП объединяет в себе четыре направления:
•Единый электронный список избирателей;
•База данных избирательных комиссий на всех уровнях;
•База данных о зданиях, где будут находиться избирательные комиссии;
•База данных о депутатах от политических партий.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться
со списком избирателей в помещении УИК, а также с касающимися их данными из списка избирателей через официальный веб-сайт ЦИК.
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов, а на участках, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных
в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей и лишения свободы, — за три дня до выборов.
Избирательный кодекс предусматривает также и возможность оспаривания списков избирателей. Любой гражданин может заявить в УИК об ошибке или неточности в списках избирателей. В течение 24 часов УИК обязана проверить обращение и либо устранить ошибку или неточность, либо дать обращающемуся мотивированный ответ об отклонении обращения. Важно заметить, что внесение изменений в списки избирателей прекращается за три дня до выборов.
В законодательстве уточнен также порядок организации доступа к ЕЭСИ. Так как ИСУИП располагается в Центре обработки данных системы «Электронное правительство», то возможность несанкционированного доступа к нему сведена на нет. Доступ ЦИК
и соответствующих избирательных комиссий к ИСУИП осуществляется по межведомственной сети передачи данных системы «Электронное правительство». Поэтому можно
с уверенностью утверждать, что персональные данные
и информация, собранные во время регистрации избирателей, защищены. Сбор, использование и распространение персональных данных или информации любым способом и для любой цели, кроме осуществления избирательных прав, карается законом.
Как обстоят дела c избирателями, находящимися
за пределами Узбекистана?
Как известно, на сегодняшний день миллионы узбекистанцев проживают за рубежом по различным причинам: работа, учеба, лечение, семейные обстоятельства и прочие. Прежде в список зарубежных избирателей включались лишь граждане, состоящие
в списке консульства, что ограничивало избирательные права многих наших соотечественников. Отныне после принятия Избирательного кодекса созданы все необходимые условия для участия в выборах всех граждан Узбекистана, в том числе находящихся за рубежом. Теперь список избирателей
на избирательных участках за рубежом формируется на основании данных, представленных руководителями соответствующих дипломатических представительств Узбекистана.
У граждан появилась возможность письменного обращения
в зарубежную УИК для включения в список избирателей.
А не менее чем за 15 дней посредством официального веб-сайта Министерства иностранных дел (далее – МИД) можно подать электронное заявление в избирательную комиссию за рубежом для включения в список избирателей. Для этого достаточно указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, адреса последнего постоянного места жительства в Республике Узбекистан, адреса места проживания за рубежом, контактного телефона
и персонального идентификационного номера физического лица.
МИД в свою очередь предоставляет обобщенные сведения
о внесенных дополнениях в список избирателей
в Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан для внесения соответствующих корректировок в ЕЭСИ, то есть вносится запись “гражданин проголосовал за рубежом”.
Цифровые технологии «на службе» избирательного процесса
Важно отметить, что с ИСУИП, в том числе и с ЕЭСИ, многие избиратели впервые столкнутся в этом году. В настоящее время завершается активная работа по внедрению ИСУИП, проводимая Центральной избирательной комиссией совместно
с заинтересованными ведомствами.
Выборы этого года примечательны тем, что впервые
у избирателей будет возможность получать подробную информацию об избирательных участках, их местоположении, сведения о членах избирательной комиссии. Также благодаря внедрению ИСУИП у каждого избирателя появляется возможность направить запрос об изменении места нахождения и места жительства. Предусмотрено распределение прав доступа пользователей к сведениям, хранимым в ЕЭСИ.
Таким образом, принятие Избирательного кодекса Республики Узбекистан создало прочную правовую базу
для гарантирования открытости, гласности и прозрачности выборов. Практика использования ЕЭСИ в масштабах всего Узбекистана послужит дальнейшей либерализации и демократизации общественного и государственного строительства, совершенствованию избирательного процесса. Правило прикрепления одного избирателя одновременно только к одному избирательному участку, которое лежит в основе ЕЭСИ, позволит
в полной мере соблюсти принцип "один избиратель - один голос".
Б. Журабаев,
главный научный сотрудник Института проблем
законодательства и парламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан