В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах были определены основные направления дальнейшего развития института избирательного права как одной из важнейших отраслей законодательства Республики Узбекистан.
Одним из важных этапов в реализации указанных задач, обеспечения эффективного применения норм закона и доступности способов защиты избирательных прав граждан, кандидатов, политических партий является принятие единого свода законов в сфере избирательного права – Избирательного кодекса Республики Узбекистан.
При разработке проекта Избирательного кодекса были приняты во внимание рекомендации и предложения международных организаций, таких как БДИПЧ ОБСЕ, ШОС, Всемирной ассоциации избирательных органов, Организации исламского сотрудничества и Венецианской комиссии.
Как основополагающий нормативный акт в сфере избирательного права, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 июня 2019 года, Избирательный кодекс содержит нормы касательно вопросов реализации гражданами избирательных прав, подготовки и проведения выборов Президента, депутатов верхней и нижней палат парламента, членов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов.
Первые выборы, в процессе подготовки и проведения которых, нормы Избирательного кодекса находят свое практическое воплощение, – это предстоящие выборы депутатов
в Законодательную палату Олий Мажлиса, назначенные
на 22 декабря 2019 года.
В настоящее время в процессе подготовки к выборам у граждан возникают многие вопросы, связанные с применением норм Избирательного кодекса, ответы на которые будут рассмотрены в настоящей статье.
1.Как происходит выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан?
Правом выдвижения кандидатов в депутаты в нижнюю палату парламента обладают политические партии.
К настоящему моменту в республике зарегистрировано
5 политических партий:
Либерально-демократическая партия Узбекистана,
Народно-демократическая партия Узбекистана,
Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш»,
Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат»,
Экологическая партия Узбекистана.
По предстоящим выборам определены 150 избирательных округов, от каждого из которых политическими партиями будет выдвинут 1 кандидат.
Численность одного избирательного округа в Узбекистане составляет примерно 130-150 тысяч человек.
Кандидаты в депутаты Законодательной палаты регистрируются Центральной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов заканчивается за тридцать пять дней до выборов.
2.Как образуются избирательные комиссии?
Избирательная комиссия - независимый коллегиальный орган, образующийся в каждом избирательном округе, области, районе, участке, для организации и обеспечения подготовки и проведения выборов.
В систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная комиссия; областные, районные и городские избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия образуется палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан в составе не менее пятнадцати членов.
Областные, районные и городские избирательные комиссии образуются соответствующими местными Кенгашами в составе семи-пятнадцати членов комиссии.
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательной палаты образуется Центральной избирательной комиссией в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и шести-восьми других членов комиссии.
Участковая избирательная комиссия образуется окружной избирательной комиссией не менее чем за сорок дней до выборов в составе пяти-девятнадцати членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря.
3.В чем заключаются функции избирательной комиссии?
Избирательная комиссия рассматривает заявления о регистрации кандидатов в парламент, о регистрации доверенных лиц кандидатов, об организации проведения повторного голосования и повторных выборов, о передаче суду или правоохранительным органам материалов о нарушении избирательного законодательства.
К компетенции избирательной комиссии относится также контроль за исполнением норм закона, дача разъяснений по вопросам организации и проведения выборов, образование избирательных округов с присвоением им наименований и номеров, публикация сведений о месте их нахождения, принятие документов от партий по выдвигаемым кандидатам и др.
4.Каков порядок осуществления голосования?
Голосование проводится в каждом избирательном участке в день выборов с 8.00 до 20.00 часов.
В рамках подготовки к выборам по республике образовано более 10.000 избирательных участков (например, по городу Ташкенту образовано около 900 избирательных участков, по Ферганской и Самаркандской областям – более 1000, по Андижанской и Кашкадарьинской областям – более 800, в Республике Каракалпакстан – около 600 участков).
После получения избирательного бюллетеня избиратель заполняет его в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении избирательного бюллетеня запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего.
5.Существует ли возможность досрочного голосования?
Существует. Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, имеет право на досрочное голосование.
Досрочное голосование начинается за десять дней до выборов и заканчивается за три дня до выборов.
Так, досрочное голосование за кандидатов в депутаты в Законодательную палату Олий Мажлиса продлится с 12 по
19 декабря 2019 года.
6.Каким образом могут принять участие в выборах граждане, проживающие заграницей?
Граждане, проживающие заграницей, могут принять участие в выборах, поскольку избирательные участки образуются также при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах (посольствах, консульствах).
Указанные избирательные участки образуются не менее чем за 60 дней до выборов, как правило, с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.
По данным Центральной избирательной комиссии для выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса создано
53 таких участка.
7.Порядок обжалования решений избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов в депутаты, кандидатами в депутаты, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в течение десяти дней после принятия решения.
8.Какие суды рассматривают жалобы на решения избирательных комиссий?
Жалобы на решения избирательных комиссий рассматривают административные суды по месту нахождения избирательной комиссии.
В частности, в судах могут быть рассмотрены дела по жалобам об установлении незаконных ограничений избирательных прав граждан и их права на участие в выборах; возложении на участников выборов незаконных обязанностей; нарушении правил формирования избирательных округов; неправомерном исключении граждан из сведений об избирателях либо из списка избирателей; незаконном отказе в приеме документов, незаконной регистрации кандидата (списка кандидатов), незаконном отказе в регистрации кандидата; нарушении правил подсчета голосов избирателей и др.
Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней после принятия решения.
9.Сроки и порядок рассмотрения жалоб на решения избирательных комиссий.
Вышестоящей комиссией жалоба подлежит рассмотрению в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней, - незамедлительно.
Судом жалоба на действия (решения) избирательной комиссии должна быть рассмотрена не позднее трехдневного срока с момента ее подачи, а если до дня выборов осталось менее шести дней - незамедлительно.
Жалоба рассматривается судом с вызовом заявителя и представителя соответствующей избирательной комиссии, а также прокурора, а в случае, когда жалоба касается не заявителя, а другого гражданина, то и этого лица. Решение суда вручается соответствующей избирательной комиссии и заявителю немедленно после его вынесения и подлежит немедленному исполнению.
В заключение хотелось бы отметить, что в процессе подготовки к предстоящим выборам в рамках международного сотрудничества 30 тренеров и экспертов провели тренинги для членов избирательных комиссий, по результатам которых реализуется подготовка 2250 региональных тренеров и проведение тренингов для 34000 членов избирательных комиссий.
Указанные действия направлены на правильное применение норм избирательного законодательства, недопущения его нарушений, в результате чего обеспечивается полноправная защита избирательных прав граждан.
Г.Парпиева,
судья Верховного суда
Республики Узбекистан